Рекомендации для старшеклассников,
сдающих экзамены.
Чтобы
эффективно использовать время на подготовку к экзаменам полезно заранее
составить план своей работы. Продуктивно человек может заниматься до 8 – 10
часов в сутки. Исходя из этого, определите общий фонд времени в часах, из которого вычтите
резервы на непредвиденные трудности (к примеру, процентов 10). Оставшееся
время распределите на проработку и повторение материала. Через некоторое время
проверьте правильность вашего планирования. Может оказаться, что темп занятий
оказался не тем, появились неучтённые потери времени или его запас. Внесите
поправки.
Заставлять
себя просыпаться пораньше и посвящать утренние часы учёбе. Лучше всего отчаянно
сопротивляющиеся мозги воспринимают информацию с 7 до 12 часов и с 14 до 17 –
18 часов. Утреннее время лучше использовать на самые сложные дела. Исключение
делается только для закоренелых и неисправимых «сов» - они достигают наибольших
успехов поздно вечером и ночью.
Для
хорошего усвоения материала желательно повторить его не менее 4 раз. Но это не значит
прочитать его многократно. Каждое повторение должно отличаться:
первый просмотр материала – общая
ориентировка;
выявление основных идей текста и их
взаимосвязи;
повторение наиболее существенных факторов;
составление плана вопросов и дальнейшее повторение уже по нему;
Таким образом, каждый раз повторяется всё меньшая часть материала.
Подход,
при котором «на счастье» тщательно изучается лишь часть вопросов, а на
остальные не обращается внимание, ни в коем случае нельзя считать эффективным. Вероятность выигрыша
ничтожна мала. Необходимо усвоить закон: если не знаешь хотя бы один ответ из
ста, обязательно попадётся именно он. А потому даже при острейшем дефиците
времени по каждому вопросу нужно знать его основные положения и понятия.
Подготовьте
себя морально к необходимости запоминания важного для вас материала. Известен педагогический
эксперимент, когда 12 студентам было предложено выучить наизусть большое
стихотворное произведение, а тринадцатому – принять у них зачёт. После зачёта
тринадцатого попросили рассказать текст, который он прослушал дюжину раз. И он
не смог этого сделать! У него не было установки на запоминание. Внушите себе
необходимость усвоения материала, и эта установка сократит время на
запоминание.
В
трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о
поддержании своей работоспособности. Поэтому надо не уменьшать, а увеличивать
приблизительно на 1 час сон по сравнению с обычной продолжительностью. Когда вы
не выспались, на изучение того же материала вы тратите значительно больше
времени. Попробуйте так называемый дробный сон, т.е. ¾ обычного времени
для сна использовать ночью, а ¼ - днём. Благодаря этому появляются как
бы два «утра» и увеличивается продолжительность эффективной работы.
Желательно
утром, до начала подготовки, и в середине дня по 30 – 40 минут бывать на свежем
воздухе. Прекрасно, если вы пробежитесь при этом. Используйте регулярные
физкультурные минутки. Тем более когда-то надо начинать заботиться о своём
здоровье. Если последовать этим советам, то время высокой работоспособности
растягивается до 12 – 13
часов.
Далеко
не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное
питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение –
совсем не случайность. Это достижимо с помощью еды. Дело в том, что хотя мозг
человека и составляет всего 2 -3 процента от общей массы тела, он очень
любит покушать. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день,
«съедает» именно он. Соответственно рацион определяет и умственные способности.
Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи
– концентрацию. Лучшему запоминанию, например, способствует морковь (она
участвует в процессе обновления клеток мозга). Перед тем как начать что-либо
учить, съешьте тарелочку тертой моркови с растительным маслом. От
перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук. Половина луковицы
в день – и никакой усталости! Орехи – старое испытанное средство в тех случаях,
когда требуется выносливость (они укрепляют нервы). Острый перец, клубника и
бананы помогут снять стресс и улучшить настроение. А от нервозности вас избавит
капуста – ешьте её перед экзаменами и будете спокойны.
Ничто так не освежает ваши знания и вас самих,
как лимон. Идеальный продукт для того, чтобы перекусить между длительными
занятиями, - черника. Она улучшает кровоснабжение мозга. Для питания
клеток мозга просто незаменима морская рыба. На смену рыбьему жиру пришли
капсулы. Их можно купить в аптеке, а глотать рекомендуется в стрессовых
ситуациях, в частности, перед экзаменами. Но сахар для повышения
работоспособности не ешьте: это не поможет. Сахар быстро попадает в кровь и
проясняет голову, но уже через 10 минут вы снова почувствуете себя усталым и
разбитым. Намного лучше вместо чистого сахара есть продукты, в которых он
находится в сложных соединениях, - хлеб грубого помола, орехи, рис или сухофрукты.
Они дольше расщепляются – вы вновь почувствуете себя бодрым и свежим, только
через 15 минут, зато эффект останется часа на три – четыре. Кроме того,
стимулировать работу мозга помогает пища, богатая белками, - мясо и рыба. Есть
нужно часто, но понемногу, иначе ваш объевшийся организм откажется заниматься и
заляжет с пультом перед телевизором. И, наконец, непосредственно собираясь
утром на экзамен, позавтракайте запеченной рыбой и чашкой кофе с шоколадкой
вприкуску.
При
запоминании «активное» повторение эффективнее пассивного, т.е. после прочтения
материала его целесообразно пересказать по памяти. Если какой-то аспект
материала не удаётся вспомнить в течение трёх минут, то именно его можно
подсмотреть, а затем продолжать вспоминать дальше. Более эффективно один раз
прочитать и несколько раз повторить по памяти, чем наоборот. Повторяйте
материал каждый раз по-новому:
подробный пересказ с деталями;
вспоминаете лишь план текста;
вспоминает лишь основные положения и
формулировки.
Использование приёмов логического,
осмысленного запоминания в несколько раз повышает его эффективность. Особенно действенным при запоминании текста является
составление его плана. В этом случае вы не только осваиваете основные аспекты
содержания, но и логическую связь отдельных частей текста.
Наблюдая
за собой, выясните свой ведущий тип памяти, т.е. как вам легче запомнить информацию
– если вы её видите, слышите или записываете? Исходя из этого, в дальнейшем
постарайтесь так организовать свою работу, чтобы использовался ведущий тип
памяти. (Здесь необходимо использовать методику определения ведущего типа
памяти).
При
хорошей зрительной памяти быстро и чётко запоминаются рисунки,
расположение информации на странице, цвет и т.д. Выделяйте отдельные места
записей, обводя их рамками, делая значки, подчёркивая, меняя шрифт, представляя
зрительно отдельные части текста.
При
хорошей звуковой памяти лучше запоминается звучащая речь. Запоми-наемый текст
читайте вслух, выделяя интонацией, тембром голоса отдель-ные места, рассуждаёте
вслух, слушаёте текст, записанный на магнитофон.
В
случае выраженной памяти на движения, моторной памяти используйте повторную
сокращённую запись запоминаемого материала, например, выводов, основных
положений текста, рисование таблиц, графиков, схем.
Но, используя ведущий тип памяти,
позаботьтесь и о развитии отстающих, так как многие виды профессиональной
деятельности могут потребовать и их. К тому же одновременное использование
несколько видов памяти улучшает запоминание.
Повторив
какой-то раздел, не приступайте сразу же к изучению нового. Дайте усвоенному
«отстояться», чтобы последующая информация не давила на предыдущую. А заодно и
себя наградите отдыхом. Перерыв рекомендуется делать через каждые 60 – 90 минут
занятий.
Определите,
как вам лучше заниматься: в компании или в одиночку. Оба способа имеют свои
плюсы и минусы. При занятиях в компании многое зависит от того, кто в неё
входит и не слишком ли много времени тратится на пустую болтовню. Здесь вы
можете быстро получить консультацию по непонятному вопросу и, в свою очередь,
разъясняя что-то другим, лучше понять материал и научиться объяснять его,
повысить свою уверенность в знании предмета. В ходе объяснения вы можете
использовать все виды памяти – зрительную, звуковую и моторную. Используя
звуковую память, учтите, когда вы лучше запоминаете – говоря или слушая, и
соответственно выбирайте роль рассказчика или слушателя.
При крепкой моторной памяти и привычке к
самостоятельной работе лучше основное время затратить на занятия в одиночку,
составляя для себя тезисы, конспекты и миниатюрные «шпаргалки». Не вздумайте
воспользоваться шпаргалкой на экзамене, но при подготовке к нему зрительная и
моторная память поможет сжато изложить весь материал весь материал и увидеть
его целиком, в связи с другими темами. Безусловно, шпаргалки полезны. В
процессе их приготовления материал усваивается как под гипнозом. Работают все
виды памяти. Поэтому, если у вас на плечах светлая голова, качественно
сделанная шпаргалка может и не понадобиться. К вашему удивлению, всё отложиться
в голове само собой. Не зная материал, написать шпаргалку невозможно,
волей-неволей вам всё-таки придётся рыться в учебниках и конспектах. А это уже
прекрасно! Замечено давно, что люди, умеющие писать прекрасные шпаргалки, с
легкостью справляются с написанием рефератов, дипломов и курсовых.
Не пытайтесь выучить всё наизусть. Вы должны понять
суть и подход при поиске решения.
Перед экзаменом всегда проводится
консультация. Максимальную пользу от консультации вы получите, если придёте на неё с
собственными конкретными вопросами, а не будите надеяться только услышать
ответы на вопросы других.
Как психологически готовиться к экзаменам?
1.Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей.
2. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической, готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя
3.Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям.
4.Если очень трудно собраться с мыслями - начни с самого лёгкого.
5.Если готовишься к нескольким экзаменам, лучше учи по одной теме из разных предметов (для смены деятельности).
6.Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
7.Можно ввести в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-нибудь картинки в этих тонах.
8.Составь план занятий. Для начала определи: кто ты-«сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого, максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
9.Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 мин. занятий, а затем 10 мин.- перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, принять душ.
10.Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, причём желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
11.Не забудь,
что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.