Герб.JPG

Администрация города Соликамска Пермского края

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

618540, г. Соликамск Пермский край, ул. Набережная, 86

Тел./факс: 8(34253)5-14-63, 5-24-73

E-mail: guo_adm@solkam.ru    Сайт: http://guo.solkam.ru

 

 

Утверждён

 приказом  управления образования

администрации города Соликамска

от 10 августа 2010 года № 674

 

 

 

 

Основные результаты деятельности

муниципальной системы  образования города Соликамска

за 2009 – 2010 учебный год

 

 

Публичный доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соликамск

2010


 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

1.Анализ деятельности муниципальной системы образования

за 2009 год………………………………………………………………………………………………..5

1.1. Дошкольное образование……………………………………………………................................5

1.2. Общее образование……………………………………………………………………...................7

1.3. Воспитание и дополнительное образование…………………..................................................14

1.4. Научно-методическое обеспечение…………………………………………………..................17

1.5. Реализация  приоритетных национальных, краевых и муниципальных

проектов…………………………………………………………………………………………………20

1.6. Финансово-экономическое и материальное обеспечение образовательных учреждений…………………………………..................................................................................27

2.Приоритетные задачи развития муниципальной системы образования

 в 2010-2011учебном году……………………………………………………………………….........30


 

ВВЕДЕНИЕ

           

Город  Соликамск является одним из крупнейших городов Пермского края. Под Соликамском расположено крупнейшее в мире месторождение калийных солей. Мощная индустриальная база, во многом определяющая все стороны жизни города, представлена  следующими отраслями: химической    ОАО «Сильвинит», целлюлозно-бумажной – ОАО «Соликамскбумпром»,  цветной  металлургии – ОАО «Соликамский  магниевый  завод», кроме того, в городе имеются  предприятия  лесозаготовительной  и  деревообрабатывающей,  пищевой,  полиграфической  отраслей   и  промышленности  строительных  материалов. Стратегический характер многих предприятий города определяет его значимую роль, как в общероссийском, так и международном масштабе.

В настоящее время г. Соликамск – третий по численности населения город Пермского края.

Образование  является отраслью, которая затрагивает  интересы всех слоёв населения.  Жизнь меняется, происходят изменения и в  системе образования. Мы ищем  наиболее рациональные  и эффективные пути развития.  Не случайно г. Соликамск  известен в Пермском крае как   активный участник модернизации системы образования.  Мы  должны сохранить  всё лучшее, что накоплено в муниципальной системе образования и  придать ей гибкость и динамизм, чтобы  адаптироваться к быстро меняющемся рыночным отношениям в экономике.

Подводя итоги  прошлого учебного года,  следует отметить, что  сегодняшнее состояние  системы образования города можно оценить как  стабильно развивающееся в контексте  модернизации российского образования. Система образования становится более открытой. Перемены в муниципальной системе образовательной политике ориентированы на безопасность ребёнка в образовательном учреждении.

Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования, сбалансированная сеть образовательных учреждений, совершенствование содержания образования и технологий обучения, высокопрофессиональный кадровый состав, цифровой характер управления, отчетности и мониторинги – необходимые элементы системы изменений.

На территории Соликамска его населению в той или иной степени доступны все виды и ступени образования, входящие в сферу полномочий управления образования  - дошкольное, основное общее среднее, дополнительное образование для детей.

Управление образования является учредителем 19 общеобразовательных учреждений, 26 дошкольных образовательных учреждений, 11 учреждений дополнительного образования детей. Кроме образовательных учреждений, в структуру управления образования входит муниципальное учреждение «Психолого-медико-педагогическая комиссия».

   Основными задачами в деятельности управления образования являются вопросы местного значения, определённые пп.13 п.1 ст.16 Закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также исполнение государственных полномочий в сфере образования, переданных на уровень муниципалитета различными нормативно-правовыми актами.

В системе взаимодействия управления образования с гражданским обществом весомая роль отводится информированию. Поэтому основной целью публичного доклада является  создание условий для конструктивного взаимодействия с городским сообществом через информирование о содержании и результатах деятельности управления образования.

Представленные в докладе материалы помогут получить исчерпывающую информацию о приоритетных задачах, основных тенденциях развития, возможностях образовательной системы города Соликамска по обеспечению доступного и  качественного образования.

Настоящий публичный доклад  адресован широкому кругу читателей: представителям  органов  законодательной и исполнительной  власти,  учащимся и их родителям,  работникам образовательных учреждений, представителям средств массовой информации,  общественным организациям  и другим заинтересованным лицам.


 

 

1.Анализ деятельности  муниципальной системы образования  за 2009 год

2009-2010 учебный   год для системы образования  города Соликамска Пермского края  стал годом достижения значительных результатов  по реализации Приоритетных национальных, региональных, межведомственных, муниципальных проектов и программ в сфере образования. Многие проекты    затрагивают  общие системные  преобразования: это  муниципальная система  оценки качества образования,  введение новой системы  оплаты труда,  создание системы   работы с одаренными детьми,  формирование  здорового образа жизни.

Подводя итоги уходящего учебного года в системе   образования города, следует отметить наиболее  значимые  мероприятия и события,   проблемы и пути их решения в 2010 – 2011 учебном  году.

1.1.Дошкольное образование

Одним из приоритетных  направлений  развития  муниципальной системы дошкольного образования является обеспечение доступности дошкольного образования для всех слоев населения города. В 2009-2010 учебном  году в городе  была  сохранена сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее -  МДОУ) – 26 муниципальных детских садов, 1 структурное дошкольное подразделение МОУ «Гимназия № 2». Охват дошкольным образованием составил    84,5%, что продолжает превышать показатели  по  Российской Федерации (58%),  Пермскому краю (74%)   и подтверждает доступность дошкольного образования в городе.   Вместе с тем следует отметить то, что  сохраняется очередность в группы раннего возраста -  1051 человек в возрасте с одного года до трёх лет (5,6% от детского населения раннего возраста). Для снижения очерёдности детей раннего возраста  была разработана ведомственная целевая программа «Снижение очередности в дошкольные образовательные  учреждения г. Соликамска на  2009-2011г.г.». За счёт реализации  I  этапа  программы очерёдность детей 2007 года рождения снизилась на 68 мест.

В 2009-2010 уч. году было открыто  дополнительно 5  групп для детей раннего возраста на базе ДОУ №№ 3, 9, 32, 43, 49.

По муниципальному заказу для детей раннего и дошкольного возраста предоставлено 160 мест  в НДОУ « Соликамскбумпром».

            Одним  из способов обеспечения  доступности  дошкольного образования  является развитие вариативности  услуг дошкольного образования.  В 24 детских садах  были организованы   адаптационные группы кратковременного пребывания. Расширился спектр услуг для  неорганизованных  детей -  открыты группы по предшкольной подготовке,  вечерняя группа, школа развития,  группа, занимающаяся  по технологии  М.Монтессори.

Одним из показателей качества услуги  дошкольного образования является удовлетворённость родителей образовательными  услугами, оказываемыми дошкольными образовательными учреждениями. Количество письменных и устных рекламаций, поступивших  от родителей в 2009-2010 уч. году, позволяет судить о снижении эффективности в работе с семьями воспитанников со стороны администрации и педагогических  коллективов  дошкольных учреждений. В целом за текущий год поступило 9 письменных жалоб  разной направленности (несоответствие материально-технических условий, отсутствие должного внимания  к детям во время образовательного и режимных процессов,  детский травматизм, др.).

Дополнительными образовательными услугами охвачено 87% детей в возрасте от 3 до 7 лет. В 2009-2010 уч.  году на 9 %  увеличилась  доля  детей, занимающихся  в кружках познавательно-развивающего направления (в 2008-2009 уч. году – 2,5%), на 3% увеличилась доля детей,  занимающихся  в кружках художественно-эстетического направления по сравнению  с 2008-2009 уч.  годом. Впервые  в 2009-2010 уч. году в 14 дошкольных образовательных учреждениях организована услуга по формированию первоначальных компьютерных знаний  у детей старшего дошкольного возраста.

В рамках системы менеджмента качества разработан муниципальный  паспорт общеразвивающей услуги дошкольного образования для детей с 1,5 до 3-х лет и с 3-х лет до 7 лет, который фиксирует минимум содержания дошкольного образования, определяет объем услуг, предоставляемых за счет бюджета города, порядок ее оказания, требования к условиям оснащенности образовательного процесса. Разработан проект  стандарта услуги по дошкольному образованию.

Основные проблемы в области  дошкольного образования:

        Наличие высокого процента (32% от общего числа детского населения в возрасте от 1-го до 3-х лет)  очерёдности детей раннего возраста в дошкольные образовательные учреждения.

        Нехватка квалифицированных педагогических кадров.

        Снижение качества образовательной деятельности по итогам мониторингового обследования первоклассников.

Основные задачи на 2010-2011 учебный  год:

        Разработка комплексной целевой программы по развитию вариативных форм и сотрудничества с частными предпринимателями по оказанию услуги дошкольного образования.

        Участие в краевом пилотном проекте по выплате компенсаций семьям, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения.

        Предоставление услуг дошкольного образования детям  в возрасте   3 - 7 лет до 99%; 5 - 7 лет до 100 %.

        Увеличение доли  автономных дошкольных образовательных учреждений от общего числа  ДОУ на 10%.

        Создание программного обеспечения по организации взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников для обеспечения удовлетворённости населения качеством предоставления услуги дошкольного образования.


 

 

1.2.Общее образование

Муниципальная система общего образования в 2009-2010 уч. году была представлена 19 учреждениями: 1-основная общеобразовательная школа, 12-средних общеобразовательных школ, 2 – гимназии,  2 – специальных (коррекционных) школы VIII  вида для обучающихся с отклонениями в развитии, 1 - специальная общеобразовательная школа открытого типа, 1 - вечерняя (сменная) школа.

            В 2009-2010 уч. году  было реорганизовано  муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5» путем присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» и изменен статут муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 13» на муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная  общеобразовательная школа № 13». 

В 2009-2010 уч. году  общее количество учащихся в общеобразовательных учреждениях города и учебно-консультационных пунктах составило  9595 учащихся,  что на 209 человек больше (8 классов - комплектов), чем в 2008-2009 уч. году.            

На  I  ступени обучения в 2009-2010 учебном  году скомплектовано  164 класса  (149 общеобразовательных классов и 15 классов - VII вида), что на 2 класса больше, чем в 2008-2009 уч. году. В 149 классах обучалось 3729 человек, что на 110 человек больше, чем  в 2008-2009 уч. году. Обучающихся  в классах VII вида на 1 ступени обучения  уменьшилось на 5 человек.
           В 2009-2010 учебном году приступили  к обучению 1200  первоклассников, что на  55 человек больше, чем в 2008-2009 уч. году.

На  II   ступени   обучения  было скомплектовано  194 класса: 179 общеобразовательных классов, в которых обучается 4395 человек и 15 классов VII вида,  в которых обучается 155 человек.  

В  специальные (коррекционные)  классы  VII вида было направлено  112 детей (на 8 учащихся  больше, чем в прошлом учебном году), в том числе 15 дошкольников; в специальные (коррекционные)  классы  VIII вида -  48 человек (на 1 учащегося  меньше, чем прошлом учебном году); в СОШОТ - 12 учащихся (на 2 чел.  меньше, чем в прошлом уч. году).  Анализ деятельности  общеобразовательных учреждений по вопросу организации индивидуальных коррекционных занятий в специальных (коррекционных) классах VII вида позволяет сделать вывод о том, что в ряде школ присутствуют достаточно серьезные проблемы по вопросам коррекционного сопровождения учащихся.

III ступень обучения в 2009-2010 уч. году была представлена  23 классами, в которых обучались 582 человека. На старшей ступени обучения прослеживается тенденция уменьшения количества  обучающихся (с 2006 года снижение произошло на 316 человек, что составляет 12 классов - комплектов).

В 2009-2010 уч. году  было скомплектовано 23 специальных (коррекционных) класса VIII вида, в которых обучается 237 человек, что на 9 человек больше, чем в 2008-2009 уч. году.

Одной из приоритетных задач системы общего образования города в истекшем году была задача  по  обеспечению обязательности и доступности общего образования. Жители города имели право выбора образовательных учреждений, форм получения образования, образовательных программ. В целом структура общеобразовательных учреждений города удовлетворяет запросы социума. Средняя наполняемость классов по городу  составила  24,8 чел. (в  2008-2209 уч. году - 24,4). На 100 %  укомплектованы  школы №№ 7,10,14,15, 17, Гимназия № 2.

Проблемами   системы общего образования в 2009-2010 уч. году стали  отсев из  учреждений общего образования, второгодничество и бродяжничество учащихся:

        2,5% учащихся (233 человека) оставлены на повторное обучение (в  2008-2009 уч. году этот показатель составлял 2,8 %  (256 человек).

        За 12 месяцев текущего года до получения общего образования из 
общеобразовательных школ города отчислено 86 подростков в возрасте от 15 лет. Из них направлены для продолжения обучения в вечернюю (сменную) школу, специальную общеобразовательную школу открытого типа, учреждения начального профессионального образования, на курсы при ЦЗН 69 человек. Наибольшее количество отчисленных приходится на СОШОТ (24 человека -  27,9%), СОШ №6 (12 человек -  14%), СОШ №14 (10 человек - 11,6%).

        Увеличилось количество детей, пропускающих занятия без уважительной причины. На конец 2008-2009 уч. года таких учащихся было 43 человека (0,5%), на конец 2009 года – 52 человека (0,6%). Причины пропусков занятий остаются прежними: отсутствие контроля со стороны родителей, отказ детей от обучения в школе. Чаще всего это дети из неблагополучных семей, где ослаблен контроль за их воспитанием. На пропуски уроков без уважительной причины сказывается и отсутствие системы работы в образовательных учреждениях по оказанию подростку своевременной психолого - медико - педагогической помощи.

               Четвертый  год  учащиеся общеобразовательных учреждений  города принимают участие в мониторинговых обследованиях на предмет готовности к обучению в школе (1-е классы), а также на предмет готовности к обучению на данной параллели (2-9 классы). Особенностью 2009-2010 уч. года было то, что помимо тестов по обязательным предметам (русский язык и алгебра), учащимся были предложены тесты по дополнительным предметам: окружающий мир (4-е классы), иностранные языки (6-е классы), физика (8-е классы), химия (9-е классы). В целом в мониторинговых обследованиях приняли участие около 8000 учащихся, выполнено около 14000 человекотестов. Лучшие результаты по итогам мониторинговых обследованиий показали учащиеся гимназии №2, гимназии №1, средней школы №15.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов третий год проходила  в режиме эксперимента. Выпускники основной школы сдавали 5  экзаменов: два  обязательных экзамена - алгебра и русский язык по тестам федерального уровня, один экзамен по выбору образовательного учреждения  и два экзамена по выбору учащегося, причём экзамены по физике, химии, геометрии,  биологии, географии, истории России, обществознанию сдавались по тестам федерального уровня. Таким образом, обычный, средний выпускник 9-го общеобразовательного  класса в рамках государственной (итоговой) аттестации сдавал 5 экзаменов. 

Причём в 2009 году по этой же схеме прошли государственную (итоговую) аттестацию и выпускники СОШОТа. Выпускники вечерней (сменной) школы №3, в том числе выпускники УКП-2, УКП-3, УКП-4 сдавали 4 экзамена -  два обязательных экзамена по тестам федерального уровня по русскому языку и алгебре и два экзамена по выбору учащихся (экзамены по физике, химии, геометрии,  биологии, географии, истории России, обществознанию сдавались по тестам федерального уровня).

      Выпускники 9-х специальных (коррекционных) классов VII вида сдавали в рамках государственной (итоговой) аттестации три экзамена: два обязательных предмета по русскому языку и алгебре по пакетам Гособрнадзора и один экзамен по выбору выпускника.

     Выпускники 9-х специальных (коррекционных) классов VIII вида сдавали один выпускной экзамен по профилям профессионально-трудового обучения.

          В 2009-2010 уч. году до государственной итоговой аттестации было допущено 900 из 941 выпускников 9-х классов, что составило 95,6%, из них – 839 выпускников общеобразовательных классов, 21 выпускник специальных (коррекционных) классов VII вида, 35 выпускников специальных (коррекционных) классов VIII вида. Справились с государственной (итоговой) аттестацией по русскому языку 666 выпускников, что составило 79,6%, по математике - 623 выпускника, что составило 74, 3%. Выпускники специальных (коррекционных) классов VII вида с материалами Гособрнадзора  справились на 100%.

            В целом по городу, по сравнению с прошлым годом, существенно снижены результаты по математике.

            В связи с этим одной из задач, направленных на повышение результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов на 2010-2011 уч. год  остается повышение ответственности учителей - предметников, работающих в выпускных классах,  за результаты своего труда.

             Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 (12) классов.
            Город Соликамск  участвовал в  ЕГЭ  уже 8 раз.
            Выпускники сдавали экзамены по 13 предметам:
 два обязательных предмета (русский язык, математика) и 11 предметов по выбору (география, обществознание, история, физика,  английский язык, немецкий язык, французский язык, химия, литература, биология, информатик и ИКТ).               Тройку лидеров  в рейтинге предметов по выбору  представляют (обществознание - 138 чел, что на 68 чел. меньше, чем в 2008-2009 уч. году, физика- 72 чел, что на 12 чел. меньше, чем в 2008-2009 уч.году и биология -60 человек). 

       В  едином государственном экзамене приняли участие 280 выпускников 11 (12)  классов общеобразовательных учреждений  и  вечерней (сменной) школы.     
         Два обязательных предмета русский язык и математика сдавали 280 человек. Средний балл по русскому языку составил - 61,6 , что на 2,3 балла выше чем в 2008-2009 уч. году. Однако результаты по математике снизились (40,9) по сравнению с 2008-2009 уч. годом (46,0) на 5,1. Результаты   по математике ниже среднего показателя   по Пермскому краю на 0, 4. Не сдали   математику– 2 человека (школа № 14, ВСШ).  Русский язык сдали лучше всех выпускники  Гимназии № 2, МОУ «СОШ № 15», МОУ «СОШ № 2». Максимальный балл по городу -  94 набрали учащиеся  Гимназии № 2, МОУ «СОШ № 17», наименьший балл 37 – учащиеся ВСШ. Математику лучше всех сдали выпускники Гимназии № 2, № 1 и  МОУ «СОШ № 12». Максимальный балл по городу -  81 -  набрали учащиеся  Гимназии № 2, наименьший балл - 16 – учащийся МОУ «СОШ № 14».
        В 2009-2010 уч. году не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании - 2 человека.

       С каждым годом прослеживается тенденция  повышения среднего балла по результатам сдачи ЕГЭ. В 2010 году  результаты по русскому языку, литературе, обществознанию, химии, истории   выше среднего балла по Пермскому краю.          В рейтинге учреждений по результатам всех экзаменов уверенно лидируют выпускники   МОУ «Гимназия №1», МОУ «Гимназия №2»,     МОУ «Средняя общеобразовательная школа    15»,  МОУ «Средняя общеобразовательная школа
 № 12», МОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 17».
            На протяжении 2 лет  учащиеся школ набирают 100 баллов  по результатам сдачи  ЕГЭ.  В  2009-2010 уч. году 100 баллов имеет МОУ«Средняя общеобразовательная школа  № 12  (Никишина Екатерина – литература).
                По результатам государственной (итоговой)  аттестации 8  (2, 86%)  выпускников 11 (12) классов  получили более 225 баллов (Гимназия № 1,2, МОУ «СОШ № 12,  МОУ «СОШ№ 17»
по 3 предметам (русский язык, математика и предмет по выбору учащегося).  

  В 2009-2010 уч. году  в государственной (итоговой) аттестации  в форме ЕГЭ участвовали впервые дети с ограниченными возможностями здоровья - 4 человека (Гимназия № 1, 2, МОУ «СОШ № 17»). Все дети успешно прошли аттестацию, для которых были созданы все необходимые условия на пунктах  проведения  экзаменов.

    В городе сложилась  система работы по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Государственная инспекция по контролю и надзору  в сфере образования дала высокую оценку проведению государственной (итоговой) аттестации в 2009-2010 уч. году на территории города Соликамска.
            В 2009-2010 уч.г. сохранены позиции лидирующих территорий по результатам  сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, литературе.           

            Вместе  с тем, в 2010-2011 уч. году предстоит решить задачи, связанные с
  повышением качественных показателей по  математике и предметам  по выбору.

 В городе создана и стабильно функционирует   муниципальная система профильного обучения и предпрофильной подготовки. Анализ результатов  реализации муниципального проекта показал, что процесс профилиизации школ осущевляется целенаправленно.   Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников,  в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. Профильная ориентация способствует принятию  решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростка к профессиональному самоопределению. В 2009 - 2010 году  услугу по профильному обучению оказывали  7 общеобразовательных учреждений:

Гимназия № 2 – гуманитарный профиль (с углублённым изучением русского языка, литературы, иностранных языков (анг., нем.); физико-математический (с углублённым изучением  физики, химии, математики);

МОУ «СОШ№ 12» - информационно - технологический (с углубленным изучением информатики, математики);

МОУ «СОШ№ 15» -  историко - правовой (с углубленным изучением истории, обществознания, права);

МОУ «СОШ№ 2» -  оборонно-спортивный (с углубленным изучением ОБЖ, НВП, физкультуры, основ военной службы);

МОУ «СОШ№ 7» - социально-экономический (с углубленным изучением  географии, экономики);

МОУ «СОШ№ 17», «Гимназия №1»    предоставляют услугу по обучению учащихся  по индивидуальным - учебным планам (ИУП) по выбранным профильным предметам.

Наряду с профильными классами в МОУ открыты и универсальные классы с профильными подгруппами (СОШ №15, СОШ №12, СОШ №2). Вариант комплектования универсальных классов  с профильной подгруппой приемлем. При отсутствии конкурсного набора в профильные классы он дает возможность расширить сеть элективных курсов, обеспечить профильность обучения небольшой группе учащихся, отработать программы профильного уровня. Вместе с этим необходимо  осуществлять и профориентационную работу с учащимися основной школы, изучать их интересы и запросы, обеспечивать учащимся консультативную помощь в выборе профиля с тем, чтобы наиболее востребованные профили вводились на старшей ступени обучения.

            Для обеспечения качества предпрофильной подготовки выпускников основной школы за счет школьного компонента  образовательного учреждения в учебные планы всех общеобразовательных учреждений введены курсы «Основы профессиональной карьеры» по 1 часу в неделю в 8 и 9 классах и курсы по выбору.   В работе  сетевой модели (курсов по выбору для учащихся 9 классов)  участвуют  общеобразовательные учреждения города Соликамска  (МОУ «СОШ №1», «СОШ №2», «СОШ №7», «СОШ №9»,  «СОШ №12», «СОШ №14», «СОШ №15», «СОШ №17», Гимназия №1 и Гимназия №2), учреждения дополнительного образования  (МОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр», «Образовательный центр развития, образования, социализации и творчества»,  Дом детского творчества «Речник», Центр детского творчества «Кристалл») и  учреждения  начального и среднего профессионального образования (педагогический колледж, медицинское училище, Соликамский горнохимический техникум, Соликамский автодорожный колледж).  Всего на выбор учащимся  было предоставлено 42  курса по выбору, что на 10 курсов больше, чем в прошлом году. Назначение данных курсов  состоит в расширении содержания учебных предметов, «ознакомлении» учащихся со способами деятельности, которые потребуются в ходе изучения профильного предмета. Для осуществления эффективной работы по организации предпрофильной подготовки  в каждой школе назначены ответственные за предпрофильную подготовку.

            От выбранного профиля, в рамках социального партнерства, школы осуществляют связь с промышленными  предприятиями, учреждениями и организациями города.
     ОАО «Сильвинит» предоставляет  места для учащихся школ города  при организации трудовых практик.  Школы участвуют в социальных проектах «Сильвинита».

Жилищно-коммунальное хозяйство микрорайона №3 ежегодно предоставляет 20 мест для организации эколого-биологической практики учащимся.  
        МОУ «СОШ №12» в рамках реализации профильного обучения информационно-математического направления сотрудничает с учреждениями «Система сервис», «ИНСИ», «Транссервис», службой судебных приставов. Данные учреждения предоставляют учащимся 10-х классов рабочие места для прохождения практики (1 неделя июня).    Сотрудничество осуществляется с пожарной частью, УВД, Военным комиссариатом, общественной организацией «Шурави». Заключены договоры с Центром медицинской профилактики, учреждением дополнительного  образования «Старт», центром занятости населения г.Соликамска.

В рамках реализации профильного обучения  экономической направленности  «СОШ №7» сотрудничает с Центральным сберегательным банком, с Пермским филиалом Высшей школы экономики. На основе договорных отношений осуществляется сотрудничество с учреждениями начального и среднего профессионального образования  на  использование лабораторных  баз для  проведения занятий по физике и химии.  В  творческие каникулы для учащихся  проводятся экскурсии в производственные музеи на СЦБК, завод «Урал», «Сильвинит».

С целью осуществления мер по созданию оптимальных условий для выявления и развития творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей в октябре-ноябре 2009 года в общеобразовательных учреждениях прошёл школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, в котором приняли участие 2594 ученика, это на 300 человек больше,  чем в прошлом году. В декабре  был проведен муниципальный этап олимпиад по 20 предметам, в нём приняли участие 640  учащихся  7-11 классов из 15 общеобразовательных учреждений. 58 учеников стали победителями (в прошлом году - 47), 122 школьника– заняли призовые места (в прошлом году- 96); 33 ученика   стали победителями и призёрами  по двум и более предметам (в 2008 году -22 ученика). Самыми многочисленными были команды общеобразовательных учреждений «Гимназия № 2» - 114 ч.,  «Гимназия № 1» - 86ч., «СОШ № 9» -72 ч., «СОШ № 7»-63 ч, «СОШ №17»-60 ч.  Глубокие и прочные знания участники муниципального этапа показали по географии, истории, обществознанию, праву, экологии, русскому языку и химии.

Наибольшее количество призовых мест в муниципальном этапе олимпиад заняли участники  Гимназии №2 – 64. 25 призовых мест заняли ученики Гимназии №1. На третьем месте по числу призёров – СОШ №7 (18 мест). По сравнению с прошлым годом увеличилось количество призовых мест в Гимназии №2, Гимназии №1, СОШ №17, СОШ №7, СОШ №9, СОШ №14, СОШ №12, СОШ №6. 

В заочном туре  региональных предметных олимпиад  участвовало 75 победителей и призёров муниципального этапа.

По итогам  муниципального этапа региональных интеллектуальных конкурсов «Грамотей», «Марафон правовых  знаний», «Знаток истории» лучший результат  показали МОУ ««СОШ №16», МОУ «СОШ №17 - по  два призовых места,  МОУ «СОШ №14», МОУ «СОШ № 15», МОУ «СОШ №7», МОУ «СОШ №1» , МОУ «СОШ №9» и МОУ «Гимназия №1»- по одному  призовому месту. В этих конкурсах приняли участие   110     школьников.

По итогам муниципального этапа команды победителей  стали участниками региональных конкурсов. Команда  муниципальных победителей турнира «Марафон правовых знаний» для учащихся 5-7 классов заняла 3 место в крае, а два её участника  из МОУ «СОШ №16» и МОУ «СОШ №14» награждены дипломами. 2 ученика  из СОШ №17 и один из  СОШ №13 получили грамоты по итогам  V  краевого  заочного  творческого  конкурса  «Открой дверь в сказку» для учащихся 3-4 классов. 

В коммерческих интеллектуальных играх и  конкурсах «Лис», «Русский медвежонок», «КИТ» приняли   участие  3352 учащихся школ города, 12 из них стали лучшими в Пермском крае и получили Похвальный отзыв по итогам игры «ЛИС»,  2- лучшими в городе.

            В региональных молодежных чемпионатах  по  математике, психологии,  английскому языку, географии, биологии, филологии и экономике приняли участие 1721 ученик. 6 ученикам (Гимназия №2-5 чел., СОШ №16-1 чел.) были присуждены премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного  национального проекта  «Образование». 1 ученик Гимназии №1, 1 ученик СОШ №9 и 1 воспитанник МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества №1» стали лауреатами стипендии «Юные дарования Прикамья» в 2009 году. 4 ученика (Гимназия №2, СОШ №15, СОШ №7  и МОУ ДОД «Старт» по 1 чел.) стали лауреатами  премии главы города «Юные дарования Соликамска» в номинации «Интеллект» и «Спорт».

            В XIV  городском конкурсе исследовательских работ учащихся приняли участие  89 детей, из них 19 стали лауреатами и дипломантами; 13 учащихся - лауреаты, дипломанты и обладатели похвальных  отзывов краевого конкурса исследовательских работ (качественный прирост составил 4%).

            В декабре 2009 г. 13 работ учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений направлены для участия в краевом конкурсе исследовательских работ учащихся «Дерзание - Старт». 

     6 ученикам (Гимназия №2 -5 чел., СОШ №16-1 чел.) были присуждены премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного  национального проекта  «Образование».
            1 ученик Гимназии №1, 1 ученик СОШ №9 и 1 воспитанник МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества №1» стали лауреатами стипендии «Юные дарования  Прикамья» в 2009 году.

             
4 ученика (Гимназия №2, СОШ №15, СОШ №7  и МОУ ДОД «Старт» - по 1 чел.) стали лауреатами  премии главы города «Юные дарования Соликамска» в номинации «Интеллект».

По итогам 2009-2010 учебного года 20 выпускников награждены золотыми (12) и серебряными медалями (8).

Основные проблемы  развития  системы общего образования:

        недостаточная работа   общеобразовательных учреждений  по подготовке выпускников  к государственной  итоговой аттестации, мониторинговому  обследованию учащихся, участвующих во внешней оценке качества образования;

        слабый уровень организации диагностической   работы в общеобразовательных учреждениях  с детьми с проблемами в развитии;

        не в полной мере удается обеспечить конкурсный набор в профильные классы.

Задачи  в области развития  общего образования на 2010-2011 уч.  год:

        Усиление   контроля  за деятельностью  образовательных учреждений  по обеспечению обязательности и доступности общего образования.

        Создание системы взаимодействия с учреждениями профессионального образования. Обеспечение  качественного  конкурсного набора  в 10-е профильные классы.

        Оптимизация сети учреждений общего образования.

        Активизация  олимпиадного движения среди учащихся общеобразовательных учреждений.   Повышение роли школьного этапа предметных олимпиад.

        Обеспечение сдачи ЕГЭ  96,5% выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене.

        Достижение  среднего балла по обязательным предметам ЕГЭ до 52,1.

        Достижение  среднего балла по обязательным предметам государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов до 12,0.

        Обеспечение прохождения мониторинговых обследований учащимися 1-10 классов на 100%.

        Обеспечение доли учащихся общеобразовательных учреждений города, ставших победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, до 50 % (от общего числа участников).

        Обеспечение доли учащихся общеобразовательных учреждений города, ставших победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, до 35% (от общего числа участников).

        Обеспечение доли учащихся  и воспитанников образовательных учреждений города, ставших   призерами российских или региональных интеллектуальных и иных конкурсов (бюджетных), до 5% (от общего числа участников).

        Обеспечение средней наполняемости  классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях до 25 человек.

 

1.3.Воспитание  и дополнительное образование

В 2009-2010 уч. году в  системе дополнительного образования удалось достигнуть следующих результатов:

к массовым занятиям спортом удалось привлечь 31% несовершеннолетних;

увеличилось количество несовершеннолетних, занятых в муниципальной системе дополнительного образования  (несмотря на снижение бюджетного финансирования) на 2 % и достигло в 2009 году 72, 1 %;

открыты новые объединения в соответствии с муниципальными запросами;

определена профильность  учреждений дополнительного образования, введены курсы по выбору;

доля образовательных учреждений, имеющих воспитательную систему увеличилась на 20 % и достигла  95%;

доля учащихся от 14 до 17 лет, совершивших преступление в период обучения в общеобразовательном учреждении, снизилась на 2,6 % и составила 1,6%;

доля учащихся, принявших участие в добровольном тестировании на ПАВ (от общего количества учащихся 9-11 классов), увеличилась на  43,6%;

доля образовательных учреждений, имеющих детские общественные объединения, увеличилась на 15% и составляет  90%;

доля учащихся, переведенных из группы «норма» в «группу риска», увеличилась на  0,6%;

доля учащихся, переведенных из «группы риска» в СОП, уменьшилась на  1,2%;

доля учащихся, переведенных из «группы риска» в «норму», увеличилась на 5,8%;

доля учащихся, охваченных организованными формами летней занятости (лагеря с дневным пребыванием, загородные оздоровительные лагеря, ЛТО, рембригады, походы), увеличилась на 16% и составляет 96%;

удельный вес учащихся, занятых в системе дополнительного образования, увеличился на 6,86% и составляет 77%;

доля учреждений – грантодержателей и победителей в проектной деятельности в области воспитания и дополнительного образования составляет 52%;

в 60%  общеобразовательных учреждений созданы   школьные службы примирения;

доля детей «группы риска», занятых в системе дополнительного образования (от регистра), увеличилась на 6% и составляет  71%.

Анализируя тенденции развития дополнительного образования за последние годы, можно выделить несколько идей дальнейшего развития системы: коммерциализация услуг, интеграция общего и дополнительного образования, встраивание в структуру профильного обучения и т.д.

Дальнейшее развитие системы дополнительного образования неизбежно будет сдерживаться следующими проблемами.

Конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей неуклонно снижается в силу развития новых привлекательных возможностей досуга. Дети имеют широкие возможности в выборе развлечений и других форм интересного времяпрепровождения, не требующих значительных усилий (компьютерные игры, телевизор, и проч.)

Традиционный формат дополнительного образования, предполагающий, что ребенок добровольно и регулярно приходит на занятия, перестает срабатывать. Дело не только в качестве образовательных программ и профессионализме педагогов, но и в более глубоких социально-психологических изменениях: современного ребенка перестает устраивать такая форма получения образования как регулярные и обязательные занятия. Актуальны разработка и внедрение новых форматов предоставления услуг дополнительного образования.

Нарастание социальных проблем на фоне снижения финансовых возможностей местного самоуправления будет укреплять мнение, что дополнительное образование детей – нечто избыточное, своего рода роскошь. В ситуации финансового кризиса не исключен сценарий сокращения системы, в результате которого выживут только программы, имеющие сильную общественную поддержку. Следовательно, программы дополнительного образования детей могут быть стабильными только в случае их очевидной социальной значимости.

У системы дополнительного образования детей появляются конкуренты в негосударственном секторе, которые дают детям профессиональную подготовку при более мягких условиях. Программы негосударственных учреждений дополнительного образования, индивидуальных предпринимателей сегодня более гибкие, чем традиционные программы муниципальных учреждений, откликаются на конъюнктуру рынка гораздо лучше, нежели муниципальные учреждения дополнительного образования.

Ухудшение социальной ситуации требует переориентировки значительной части системы дополнительного образования детей на разработку и реализацию программ для детей «группы риска» и СОП. Муниципальные учреждения дополнительного образования привыкли работать с благополучными детьми начальной школы, которые имеют необходимый стартовый потенциал для самореализации в творческой деятельности. Учреждения дополнительного образования конкурируют друг с другом на сужающейся площадке работы с талантливыми детьми. В результате (по итогам мониторинга отдела развития воспитания и дополнительного образования управления образования) одни и те же дети посещают по 3-4 кружка, а подростки, требующие особого внимания,  остаются вне системы. Сегодня необходимо осознать серьезность проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработать и предложить такие программы, которые будут ими востребованы и внесут вклад в формирование их социальной компетентности.

Основные проблемы развития   воспитания и дополнительного образования:

        недостаточное финансирование  учреждений  дополнительного образования для обновления материально-технической базы, открытия новых востребованных кружков и секций, понижение конкуретной способности  учреждений дополнительного образования;

        проблемы, связанные с  привлечением молодых специалистов в  систему дополнительного образования.

Задачи   на 2010-2011 учебный  год:

        Развитие эффективных программ противодействия асоциальным явлениям в детской и молодежной среде.

        Развитие детских и молодежных социальных инициатив.

        Предоставление востребованных услуг дополнительного образования в зонах ответственности  учреждений дополнителшьного образования.

        Адресная социальная адаптация «трудных» подростков.

        Привлечение ресурсов на программы работы с молодежью через взаимодействие с партнерами Ассоциации «Оранжевое настроение».

        Развитие системы платных образовательных услуг в  учреждениях дополнительного образования.

        Предоставление услуг по дополнительному образованию детям в возрасте 5-18 лет до 70,4%.

        Предоставление услуг по дополнительному образованию детям, состоящим на учете в «группе риска» и СОП,  до 72%.

 

1.4.Научно-методическое обеспечение

Деятельность  городского методического кабинета  управления образования  (далее -  ГМК) в 2009-2010 учебном  году  была направлена  на содействие развитию муниципальной системы образования через совершенствование профессиональной компетентности педагогов.

         Деятельность  ГМК была отмечена благодарственными письмами ПКИПКРО  за системное сопровождение инновационных процессов в образовании города и за совместную продуктивную методическую деятельность по организованному началу учебного года.

За отчетный период были разработаны Положения, регламентирующие деятельность муниципальной методической службы (далее – ММС),  проект «Подготовка резерва руководителей муниципальных образовательных учреждений», срок реализации которого рассчитан  на  2009-2011 годы.

             Высшая квалификационная категория в 2009-2010 уч. году была присвоена  47 педагогам города (3, 3 %),  первая квалификационная категория -   116 педагогам (8 % от общего числа педагогических работников).

            Одним из важных направлений  деятельности ГМК является повышение квалификации педагогических и руководящих работников. Новые подходы к её организации на муниципальном уровне проявляются  в  том, что учитель и образовательные учреждения  становятся реальными заказчиками услуг по повышению профессиональной компетентности, т.к. им предоставлена возможность выбора учреждения и программы повышения квалификации. Успешно реализуется принцип сетевой организации деятельности профессиональных сообществ. Создана Ассоциация учителей-победителей приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которой педагоги транслируют свой инновационный опыт  и организуют вокруг себя единомышленников для работы над новыми идеями. Победители ПНПО проводят мастер-классы муниципального и краевого (выездные) уровней.

Важным элементом  обновлённой системы повышения квалификации на муниципальном уровне стало присвоение школе №12, победителю приоритетного национального проекта «Образование», на краевом уровне статуса «центр инновационного опыта» в обновлённой системе повышения квалификации, что позволило образовательному учреждению проводить работу в качестве поставщика услуг по повышению квалификации педагогов города и территорий Верхнекамья  по теме «Формирование ИК – компетентности педагога».

На муниципальном уровне по  результатам опытной педагогической деятельности  созданы опорные образовательные учреждения, которые привлекаются к предоставлению услуг по повышению квалификации по таким направлениям, как:  управление процессами здоровьесбережения в условиях общеобразовательного учреждения, экологическое образование, проектирование образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении, осуществление здоровьесберегающей деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

В октябре 2009 г. МОУ «СОШ № 17» присвоен статус «опорного учреждения ПКИПКРО» по обновлению системы повышения квалификации педагогических работников на институциональном уровне.

            В муниципальных общеобразовательных учреждениях реализуется принцип командного обучения педагогического коллектива по стратегическим направлениям развития системы образования. Положительный опыт накоплен в МОУ «Гимназия № 2», «СОШ № 17», «СОШ № 9».

             Существенную новизну в систему повышения квалификации  вносят развивающиеся дистанционные формы обучения, позволяющие решить проблему постоянной потребности человека в обучении. За 2009-2010 учебный год в дистанционной форме прошли курсовую подготовку около   30 % педагогов  МОУ.

Наметилась положительная динамика не только количественного, но и качественного участия педагогов города в конкурсах профессионального мастерства различных уровней. Педагоги стали участниками 11 Всероссийских конкурсов профессионального мастерства, 20 % от  общего числа принимавших участие стали победителями и призёрами: «Педагогический олимп», «Современный урок», фестиваль пед.идей «Открытый урок», «Фестиваль идей и инноваций в области образования», «Воспитание ребёнка в семье», «Мой лучший урок», «Образование: взгляд в будущее»,  «Мультимедиаурок в современной школе», «Учитель в моей семье» и т.д. ).

 Во Всероссийском конкурсе «Управление современной школой» 1 место (в разных номинациях) – МОУ «Гимназия № 2», «СОШ № 1», 2 место – МОУ «СОШ № 17», МОУДОД «РОСТ».

В краевом этапе Всероссийского конкурса «Учитель года – 2010» приняли участие два педагога. В краевом конкурсе интегрированных уроков (занятий) «Урок +» приняли участие победители муниципального этапа:  педагоги МОУ «СОШ № 12» (спецприз), «Гимназия № 2», НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад № 22».

МОУ «ООШ № 13» в краевом конкурсе «Школа – территория здоровья» стала победителем, участником конкурса была и гимназия № 2.

Во II  олимпиаде учителей математики «Профи – 2010» I  место заняла С.Н.Гааг, учитель математики МОУ «Гимназия № 1».

   Методическое пространство города представлено различными методическими формированиями, главной задачей которых является создание условий для непрерывного профессионального роста  учителя, проектирование методического пространства, позволяющего компенсировать профессиональные недостатки учителя, а также содействие  развитию муниципальной системы образования. Муниципальная методическая сеть содержит как традиционные компоненты (предметные ГМО), так и инновационные (ПГ, ПДС, мастер-классы, консалтинговые пункты и т.д.).

            Ежегодный анализ показывает, что около 60% педагогов муниципальных ОУ являются активными участниками различных профессиональных объединений на муниципальном уровне.

            Маркетинговый подход, реализуемый в рамках деятельности ГМФ, позволяет ежегодно определять пути обновления подходов к организации деятельности ГМФ, а в частности – к выбору содержания и организационных форм  ГМФ. Практика показывает, что данные подходы помогают повысить качество и результативность деятельности ГМФ, их пользу и привлекательность для педагогов.

В рамках подготовки к внедрению федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования определены апробационные площадки, на базе которых будет осуществляться внедрение ФГОС НОО с 01.09.2010 г.- МОУ «Гимназия № 2» - краевого уровня; муниципального – МОУ «Гимназия № 1», «СОШ № 1», «СОШ № 7», «СОШ № 9», «СОШ № 12», «СОШ № 14», «СОШ № 15», «СОШ № 17»; проведено два научно-практических семинара для директоров, зам.директоров по УВР, учителей начальных классов; на базе города прошли курсы повышения квалификации «ФГОС НОО как система требований» (ПГПУ) для зам.директоров по УВР, учителей начальных классов.

С целью обобщения и распространения ценного педагогического (инновационного) опыта были проведены  конференции краевого уровня:

- научно-практическая конференция «Формирование ключевых компетенций в обучении географии в аспекте современной модели образования»;

- научно-практическая конференция «Современный урок: проблемы и перспективы его развития».

 В работе конференции приняли участие более ста человек из 10 территорий Пермского края (г.Соликамск, Пермь, Чусовой, Александровск, Березники, Чердынь,  Добрянский район, Соликамский район, Суксунский район, Кочёвский район, Усолье).

Вместе с тем  следует отметить  ряд проблем:

        низкий уровень сформированности аналитической культуры  педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

        проблемы,  связанные с моделированием современного урока у педагогов города;

        низкая активность образовательных учреждений в проведении экспертизы программ развития муниципальных образовательных учреждений, осуществляемой ГНПЭС;

        отсутствие  финансирования  на  осуществление издательской деятельности;

        проблемы, связанные с применением новых региональных вариативных форм и процедур при аттестации педагогических и руководящих работников, с формированием электронного портфолио педагога в качестве новой  формы аттестации педагогов;

        введение накопительной системы  повышения квалификации.

Задачи   на 2010-2011 учебный год:

        Реализация ценностно-смыслового подхода к деятельности ГМФ, к участию педагогов и руководителей  в курсовых мероприятиях, научно-практических семинарах.

        Методическое сопровождение внедрения   стандартов нового поколения, моделирование концепций преподавания предметов на уровне городских методических объединений.

        Модернизация (оптимизация) муниципального методического пространства.

        Реализация проекта «Подготовка резерва руководителей муниципальных образовательных учреждений».

        Введение на муниципальном уровне новых форм повышения квалификации (экспертные семинары, стажёрские площадки).

        Обновление системы повышения квалификации на муниципальном уровне.

 

1.5. Реализации  приоритетных национальных, краевых и муниципальных проектов

Важным инструментом инновационного развития образования является приоритетный национальный проект «Образование» (далее - ПНПО). В 2009-2010 уч. г. в рамках реализации ПНПО педагог МОУ «СОШ № 17»  стал победителем конкурсного отбора на денежное поощрение лучших учителей, 2 педагога – обладатели премии губернатора Пермского края (СОШ № 4, гимназия № 2). 

В 2009 году закончилась реализация комплексного проекта модернизации образования (далее -  КПМО), основной  целью которого являлось  предоставление всем школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан.

Реализация данного проекта предполагала системные изменения по пяти основным направлениям:

        Введение новой системы оплаты труда.

        Переход на нормативное подушевое финансирование.

        Развитие системы оценки качества образования.

        Развитие сети образовательных учреждений.

        Расширение общественного участия в управлении образованием.

Обязательства по выполнению параметров  КПМО, взятые  г.Соликамском, в целом   выполнены. 

Введение  новой системы  оплаты труда

В целях реализации   данного направления проведено общественное обсуждение основных принципов НСОТ на уровне муниципалитета и    образовательных учреждений, создана     нормативно-правовая   база   по   обеспечению   перехода  на  НСОТ.

Обязательства муниципалитета по данному направлению в целом выполнены:

Наименование показателя

Обязательства г.Соликамска на конец 2009 года

план

факт

1.2. Абсолютное значение средней зарплаты учителей, в рублях

 

10600 руб.

9481

(Значительная часть ФОТ направляется на доплаты до МРОТ)

1.3. Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, в %

 

 

70%

64%

(Значительная часть ФОТ направляется на доплаты до МРОТ)

1.4. Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на НСОТ, в %

100%

100%

1.5. Доля государственных и муниципальных ОУ, которые перешли на НСОТ, от общего числа ОУ в Пермском крае, в %

 

 

100%

100%

 

Переход на  нормативное подушевое финансирование

В целях реализации данного направления в 2008 году были разработаны и утверждены Постановлениями главы города методики расчёта подушевых нормативов. Однако в связи с тем, что на момент формирования проекта бюджета на 2009-2011 гг. методики находились в процессе разработки, бюджет по отрасли «Образование» в целом был рассчитан исходя из прежних (сметных) принципов. После утверждения методик распределение бюджета между образовательными учреждениями производилось уже по нормативам подушевого бюджетного финансирования.

Проект бюджета на 2010-2012гг. впервые рассчитывался на принципиально иной, новой основе. Изначально были рассчитаны нормативы подушевого бюджетного финансирования на содержание одного воспитанника в дошкольном образовательном учреждении, обучение 1 ребёнка в учреждении дополнительного образования и расходы по содержанию имущества, приходящиеся на 1 учащегося в общеобразовательном учреждении (учебные расходы финансируются за счёт субвенций). И на основании расчётных нормативов и плановой численности детей был сформирован проект бюджета на следующий год.

Несмотря на возникающие сложности с переходным периодом, есть все основания считать, что реализация направления КПМО «Переход на нормативно-подушевое финансирование» подошла к своему логическому завершению.


Обязательства муниципалитета по данному направлению в целом выполнены:

Наименование показателя

Обязательства г.Соликамска на конец 2009 года

план

факт

2.1. Доля муниципальных образований, ОУ которых получают бюджетные средства на основе НПФ

 

100%

100%

2.2. Доля ОУ, получающих бюджетные средства на основе НПФ, от общего числа ОУ в Пермском крае

 

100%

100%

2.3. Доля ОУ, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно от общего числа ОУ

 

100%

100%

2.4. Величина нормативов подушевого финансирования для ОУ

2.4.1. в городской местности

2.4.2. в сельской местности

 

 

15956 руб.

31321 руб.

17 013

2.5.Доля учебных расходов в  нормативе  бюджетного финансирования ОУ

 

10%

5,4%

(Изначально в нормативе предусмотрено 5%, после чего были доп.ассигнования на МЗ)

 

Развитие системы оценки качества образования

Обязательства муниципалитета по данному направлению в целом выполнены:

Наименование показателя

Обязательства г.Соликамска на конец 2009 года

план

факт

3.2. Количество учебных предметов, по которым  выпускникам ОУ предоставляется возможность пройти Г(И)А в форме  ЕГЭ

13

12 (испанский язык не изучается)

3.3.Доля выпускников  ОУ, проходящих Г(И)А не менее, чем по 2 предметам   в форме ЕГЭ

100%

100%

3.4. Доля выпускников ОУ, сдающих ЕГЭ по 3 и более учебным предметам

65%

93,8%

3.5. Доля выпускников 9-х классов, проходящих Г(И)А не менее, чем по 2 предметам, внешнюю независимую  итоговую аттестацию

100%

100%

 

По данному направлению перед нами стояли и стоят сложнейшие содержательные задачи. Не решена задача перестройки всего содержания деятельности школы в направлении компетентностного подхода. Не подготовлены учителя, учебники не соответствуют новым требованиям, ЕГЭ не носит компетентностный характер.

Выстраиваемая  система оценки качества образования включает 5 блоков результатов: учебные достижения (ЕГЭ и региональные исследования), внеучебные достижения (олимпиады, конкурсы, соревнования), воспитанность учащихся (одним из главных показателей является отсутствие правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних), здоровье, а также общественная оценка качества образования.

В 2009 году в рамках проекта «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края» была продолжена  работа  по  запуску и отработке  системы электронных дневников учащихся. Это первый этап большого проекта по развитию системы информационных услуг, предоставляемых учащимся, родителям и педагогам. Электронные дневники ввели 12 школ (СОШ №№ 1,6,9,10,12,13,14,15,16,17, гимназии №1,2), охватив 1333 учащихся (96 классов). По сравнению с традиционным дневником электронная система предоставляет более полную и актуальную информацию для родителей и учеников: расписание, домашние задания с материалами для подготовки, прогноз домашней нагрузки, подробные сведения посещаемости, рейтинг успеваемости. Телекоммуникационная образовательная сеть способна стать элементом системы оценки качества образования и действенным механизмом повышения его качества.

В ближайшей перспективе новая система оценки качества образования становится действенным механизмом изменения самого качества образования, инструментом влияния на заработную плату педагогов.

Другим несомненным эффектом является институализация использования различных рейтингов в качестве стимулов к модернизационным изменениям. В муниципальной системе образования используется общий рейтинг территорий, рейтинг школ по результатам ЕГЭ и единого мониторингового обследования, рейтинг законопослушности. Считаем этот механизм действенным инструментом развития муниципального качества образования.

Развитие сети  образовательных учреждений

Обязательства муниципалитета по данному направлению в целом выполнены:

Наименование показателя

Обязательства г.Соликамска на конец 2009 года

план

факт

4.1. Доля школьников, обучающихся в ОУ, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса

 

 

 

85%

 

 

100%

4.2. Средняя наполняемость классов в ОУ, расположенных в городской местности

 

 

25 чел.

 

25,51чел.

4.3. Средняя наполняемость классов в ОУ, расположенных в сельской местности

 

-

 

-

4.4. Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно ОУ, имеющего старшую ступень

 

50

 

59

 

Расширение  общественного участия  в управлении образованием

Данное направление является базовым, системообразующим направлением реализации КПМО в целом, т.к. составляющая государственно-общественного управления имеет место в каждом из направлений КПМО.

В рамках развития общественного участия в управлении образованием  выполнены все показатели:

Наименование показателя

Обязательства г.Соликамска на конец 2009 года

план

факт

5.1. Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, в %

 

 

100%

 

 

100%

5.2. Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием

 

100%

 

100%

5.3. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, в %

 

 

 

100%

 

 

 

100%

5.4. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет, в %

 

 

100%

 

 

100%

5.5. Доля пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели

 

 

100%

 

 

100%

5.6. Доля общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты, в %

 

 

 

100%

 

 

 

100%

 

На муниципальном уровне создан городской родительский комитет. Традицией стало проведение городских родительских конференций. Начала действовать система обучения общественных управляющих. Перспективной и актуальной становится система тьюторского сопровождения деятельности управляющих советов.

Вместе с тем, следует отметить, что на деле своими полномочиями управляющие советы пользуются осторожно, опасаясь включаться в самые необходимые направления, такие как составление учебных планов, образовательных программ, штатного расписания. Поэтому задача следующего года - научиться полнее и грамотнее использовать свои полномочия.

Основные эффекты  КПМО:

        Рост внимания общества к  сфере образования.

        Развитие конкурентной  среды образования.

        Готовность общества  к изменению понимания качества образования и к ответственности за результат образования.

        Эффекты от внедрения НСОТ: увеличены доходы  учителей общеобразовательных учреждений до  9481руб.; увеличился уровень дифференциации в оплате  труда учителей, имеющих высокие результаты и не имеющих таковых; повышен престиж профессии учителя через позиционирование  получать доход в зависимости о вложенных усилий и, как следствие,  -  результатов труда; привлечение в  школу молодых специалистов, готовых работать творчески, с полной отдачей, зная, что такой труд достойно оплачивается; повысить активность в повышении квалификации.

Основные задачи по закреплению эффектов:

        Отработка  на практике  нормативных оснований общественного участия в распределении стимулирующей части  заработной  платы учителя.

        Инициирование  изменений  в подходах к распределению стимулирующей части о  ориентиров на  количественные достижения учителя к определению  и  фиксации  качественных достижений учеников.

        Разработка  дополнительных механизмов обеспечения ответственности за качество условий образования.

        Разработка  механизмов организации  внешнего аудита качества образования.

        Развитие дистанционного  образования. Поэтапное создание условий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

        Введение института тьюторства.

        Создание  инновационных площадок  по апробации  школьных стандартов  второго поколения.

        Отработка индивидуально ориентированных моделей повышения квалификации педагогов и директоров школ.

Информатизация муниципальной системы образования

       Процесс информатизации в общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с разработанными программами (проектами) информатизации. В каждом общеобразовательном учреждении создан орган  управления  программой информатизации.

       В течение 2009-2010 уч. года  управлением образования проводился мониторинг базовой ИКТ  компетентности педагогов образовательных учреждений и мониторинг базовой ИКТ - компетентности  администрации  образовательных учреждений. 

В течение 2009-2010 уч. года был внедрен электронный документооборот во всех муниципальных образовательных учреждениях. Это стало возможным благодаря тому,  что доступ в систему Интернет имеют 100% общеобразовательных учреждений, 77 % дошкольных учреждений (2008 г. - 19 ДОУ (73%)), 73 % учреждений дополнительного образования (2008 г. - 4 УДОД  (36%)).

Все общеобразовательные учреждения имеют школьные сайты,  создан единый портал для дошкольных образовательных учреждений, 63,6% учреждений дополнительного образования имеют собственные сайты (2008 г. – 3 УДОД - 27%), создана единая база адресов электронных ящиков и сайтов муниципальных образовательных учреждений.

В целях создания единого информационного пространства в общеобразовательных учреждениях осуществлялась работа по созданию школьных медиатек.  На конец 2009 г. в 7 общеобразовательных учреждениях (37%) созданы и функционируют медиатеки (2008 г. – только в МОУ «Гимназия №2»).

В 11 общеобразовательных учреждениях из 19 (свыше 50%) созданы  локальные сети.

             В течение отчетного периода  осуществлялось  методическое сопровождение по созданию электронного портфолио педагогов.

В целях отслеживания развития процесса информатизации в муниципальных образовательных учреждениях создана система мониторинга для каждого типа муниципальных образовательных учреждений.

 Проблемы в области информатизации:

        не все учреждения дополнительного образования имеют выход в Интернет и собственные сайты;

        не решен вопрос об использовании автоматизированных информационных систем в процессе управления образовательными учреждениями;

        отсутствие стратегического планирования информатизации ОУ в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Задачи на 2010-2011 учебный  год:

        Создать условия для расширения информатизации  муниципальной системы образования, внедрения ИКТ в образовательный процесс.

        Обеспечить методическое сопровождение процесса информатизации.

        Создать систему мониторинга информатизации МСО.


 

Рейтинг муниципальных образовательных учреждений,

территорий  Пермского края 

             С целью совершенствования государственного управления системой муниципального образования, повышения эффективности деятельности муниципальной системы образования и муниципальных образовательных учреждений в  2009-2010 уч. году    проводился рейтинг образовательных учреждений.

По результатам рейтинга территорий по итогам 2009 года муниципальная система образования  заняла 2 место (по итогам 2008 года - 1 место).

Анализ результатов мониторинга позволил высветить ряд проблем:

 

По блоку «Экономика»:

 

        не осуществлена работа по передаче клининговых услуг на аутсорсинг;

        доля ФОТ учителей не во всех ОУ составляет не менее 70% от общего ФОТ.

По блоку «Развитие сети»:

        не выполняется норматив по наполняемости классов-комплектов;

        не выполняется норматив обучающихся на старшей ступени;

        имеем нулевой показатель по доле детей, посещающих автономные общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения.

По блоку «Условия»:

        не все образовательные учреждения были приняты к началу учебного года;

        достаточно низкий для МСО показатель по внедрению системы электронных дневников и журналов.

Задачи на 2010-2011 учебный  год:

        Осуществить работу по передаче клининговых услуг на аутсорсинг.

        Довести долю ФОТ учителей во всех ОУ не менее 70% от общего ФОТ.

        Укомплектовать старшую ступень общеобразовательных учреждений в соответствии с  нормативом.  

        Расширить сеть автономных  образовательных учреждений.

        Осуществить своевременную приемку образовательных учреждений к началу 2010-2011 уч.г.

        Продолжить работу по внедрению в ОУ системы электронных дневников и журналов.

        Продолжить работу  по созданию электронных портфолио педагогов.


 

 

1.6.Финансово-экономическое и материальное обеспечение

образовательных учреждений

Величина бюджетных ассигнований в 2009 году по управлению образования составила 581,3 млн.руб., что на 19,6 млн.руб. превысило бюджетное финансирование 2008 года. Средства местного бюджета составили 347,3 млн.руб., в то время как в 2008г. эта сумма составляла 307,0 млн.руб.

Если по итогам 2008г. объём привлечённых средств составил 90,1 млн.руб., то за 2009 г. сумма составила 72,5 млн.руб. Причина этому переход МОУ ДОД ДООЦ «Лесная сказка» в автономное учреждение и исключение из сводной бюджетной росписи внебюджетных средств данного учреждения.

В 2009 году в полную силу заработал механизм подушевого бюджетного финансирования. С 1 января по Соглашению между Министерством образования края и администрацией города средства местного бюджета распределялись исходя из принципа подушевого бюджетного финансирования. Все необходимые нормативно-правовые акты на уровне муниципалитета были приняты ещё в 2008  году: Методики расчётов НПБФ для образовательных учреждений всех типов были утверждены Постановлениями главы, размеры нормативов рассчитаны и утверждены Приказом по управлению образования. В соответствии с вышеупомянутым Соглашением, средства субвенции были распределены между школами по нормативам Министерства образования без каких-либо перераспределений.

Кроме применения НПБФ в «жёстком» режиме, с 1 января 2009 года перед образовательными учреждениями встала другая проблема – увеличение минимального размера оплаты труда. Для снижения негативных последствий от данных новшеств была проведена оптимизация штатных расписаний всех образовательных учреждений, в результате которой сокращено 160,5 ставок. Однако в ряде учреждений данные меры оказались недостаточными обеспечения лимитами бюджетных обязательств фактической потребности в средствах на заработную плату. Проблемы таких учреждений в 2009 году различными путями были решены, задача 2010 года – не допустить подобных явлений.

2009 год стал годом  перехода на новую систему оплаты труда, для чего было разработано и утверждено Постановлением главы города от 01.09.2009 г. № 1383 Положение о системе  оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений. Переход на НСОТ для подавляющего большинства работников, подведомственных управлению образования, состоялся с 1 ноября прошлого года. Исключение составили руководители ОУ, для которых переход на новые принципы оплаты труда производится с 1 января 2010 года, а также работники ПМПК, которые будут переведены на НСОТ после внесения соответствующих изменений в действующее Положение. Кроме того, при управлении образования создана рабочая группа для разрешения споров, возникающих при внедрении новой системы оплаты труда. По итогам обращений в рабочую группу, а также на основании анализа и обобщения возникающих вопросов в действующее Положение по НСОТ при необходимости будут вноситься поправки.

В 2008 году через запросы котировок заключено 180 муниципальных контрактов, по итогам 13 аукционов – ещё 46 контрактов. В 2009 году проведено 131 ЗК (97 МК), 3 аукциона (31 контракт) и 3 конкурса с заключением 3 контрактов. Снижение количества проводимых управлением образования процедур вызвано в первую очередь изменениями в порядке реализации ПРП «Новая школа». Работы по капитальному ремонту образовательных учреждений впервые были выполнены Управлением капитального строительства. Заявка управления образования 2009 года, в отличие от всех ранее реализованных заявок имела особую специфику: количество мероприятий по заявке – более 180, при этом подавляющее большинство из них не требовали проведения процедур в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ.

Несомненными достижениями 2009 года являются мероприятия по освобождению образовательных учреждений от несвойственных функций. Комитету по физкультуре и спорту передан спортивный зал МСКОУ «Специальная коррекционной школа VIII вида №2». В казну города переданы два здания – МОУ «Основная общеобразовательная школа №5» и филиал МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16». Котельная МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» передана на баланс МУП «Теплоэнерго». Но наиболее значимым событием является передача на баланс этой же организации наружных теплосетей всех образовательных учреждений. В 2010 году необходимо сосредоточить усилия на передаче специализированным организациям сетей электроснабжения, водоснабжения и канализации.

 

2. Приоритетные задачи развития муниципальной системы образования

в 2010-2011 учебном году

        Приведение  муниципальных образовательных учреждений  к лицензионным нормативам.

        Совершенствование системы  оценки качества образования на муниципальном и институциональном  уровнях.

        Развитие  профильного обучения, реализуемого, в том числе, посредством  индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия  образовательных учреждений.

        Внедрение   дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс.

        Внедрение новой системы оплаты труда  педагогических и руководящих работников образования.

        Переход в новые  организационно-правовые формы деятельности  образовательных учреждений.

        Разработка проектов, программ, подпрограмм, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей во всех образовательных учреждениях.

        Снижение очерёдности детей от 1,5 до 3-х лет: открытие дополнительных групп в ДОУ.

        Реализация проекта «Портал «Дошкольное образование города Соликамска».

        Создание системы поиска и поддержки талантливых детей.

        Развитие эффективных программ противодействия асоциальным явлениям в детской и молодежной среде.

        Адресная социальная адаптация «трудных» подростков (разработка и реализация серии пилотных проектов для подростков, состоящих на учете в «группе риска» и СОП).

        Развитие новых информационных технологий (Интернет-кафе, детское телевидение и др.).

        Модернизация муниципальной методической службы.

        Совершенствование работы органов государственно-общественного управления образовательных учреждений через систему подготовки общественных управляющих на муниципальном и региональном уровнях.

 

Hosted by uCoz