Подробно
Программа элективного курса "Избранные вопросы математики" 9 класс

 

 

Пояснительная записка

       Данный курс имеет основное назначение – введение открытой объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.

       Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке различного рода экзаменам.

         Курс предназначен  для повторения знаний и умений, позволит расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.  При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.   

    Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, внимания, воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

     Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция,  практическая работа, беседы.  В  В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы   по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.

     Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, самооценке  тестов.  

 

Цель курса:

·        Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.

·        Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.

·        Создание условий для формирования и развития  у обучающихся навыков анализа и систематизации,  полученных ранее знаний.

·        Привитие интереса к математике.

Задачи курса:

O  Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.

O  Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.

O  Осуществление работы с дополнительной литературой.

O  Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной  школы.

O  Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

u  Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

u  Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

u  Выработают умения:

o   самоконтроль времени выполнения заданий;

o   оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

o   прикидка границ результатов;

o   прием «спирального движения» (по тесту).

 

Основные особенности курса:

1.      Краткость изучения материала.

2.      Практическая значимость для учащихся.

3.      Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до заданий со звездочкой.

4.      Работа с тренировочными тестами.

5.      Максимальное использование наличного запаса знаний для получения ответа простым и быстрым способом.

Структура курса:

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

·         Выражения и их преобразования.

·         Функции.

·         Координаты и графики.

·         Уравнения и системы уравнений.

·         Неравенства и системы неравенств.

·         Тестовые задачи.

·         Арифметическая и геометрическая прогрессии.

 

              Содержание программы

Тема 1. Числа и выражения. Преобразования выражений.

Свойства степени с натуральным и целым показателем. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращенного умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Функции

Функции,  их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.). «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 3. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 4. Уравнения и системы уравнений

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем.

Тема 5. Неравенства и системы неравенств

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 6. Тестовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п –го члена. Характеристическое свойство. Сумма п первых членов. Комбинированные задачи.

 

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.

 Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

 

Контроль и система оценивания

     Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и тестовых  работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.

 Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации. Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

 Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

  

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Дата

Формы

проведения

Образовательный

продукт

1

Числа и выражения. Преобразование выражений

5

 

Мини-лекция, уроки-практикумы, тестирование

Актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований

2

Функции

3

 

Семинар, групповая работа, тестирование

Обобщение знаний о различных функциях и их графиков

3

Координаты и графики

3

 

Мини-лекция, лабораторная работа

Обобщение знаний о различных функциях и их графиков

4

Уравнения и системы уравнений

5

 

Мини-лекция, уроки-практикумы, работа в парах, тестирование

Овладение умениями решать уравнения и системы уравнений различных видов и различными способами

5

Неравенства и системы неравенств

5

 

Мини-лекция, уроки-практикумы, работа в парах, тестирование

Овладение умениями решать неравенства и системы неравенств различных видов и различными способами

6

Тестовые задачи

4

 

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать тестовые задачи различных видов и различными способами

7

Арифметическая и геометрическая прогрессии

3

 

Мини-лекция, уроки-практикумы, тестирование

Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных моментов

8

Тренировочные тесты

5

 

Тестирование

Умение ориентироваться и применять знания в различных темах и выполнять за минимальное время

9

Итоговая работа

1

 

Тестирование

Умение работать с полным объемом теста

 

Литература:

1.      Школьный учебник.

2.      Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л.В. Кузнецова и др.

3.      Тесты для промежуточной аттестации / Ф.Ф. Лысенко и др. Ростов-на-Дону, 2008.

4.      Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе / Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова и др. – М: Просвещение, 2007

5.      Занимательная математика на уроках / авт-сост Ю.В. Щербакова – М: Глобус, 2008