Программа элективного курса "Избранные вопросы математики" 9 класс |
Пояснительная записка
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке различного рода экзаменам.
Курс предназначен для повторения знаний и умений, позволит расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, внимания, воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, самооценке тестов.
Цель курса:
· Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
· Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
· Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний.
· Привитие интереса к математике.
Задачи курса:
O Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
O Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
O Осуществление работы с дополнительной литературой.
O Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы.
O Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
u Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
u Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
u Выработают умения:
o самоконтроль времени выполнения заданий;
o оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
o прикидка границ результатов;
o прием «спирального движения» (по тесту).
Основные особенности курса:
1. Краткость изучения материала.
2. Практическая значимость для учащихся.
3. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до заданий со звездочкой.
4. Работа с тренировочными тестами.
5. Максимальное использование наличного запаса знаний для получения ответа простым и быстрым способом.
Структура курса:
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
· Выражения и их преобразования.
· Функции.
· Координаты и графики.
· Уравнения и системы уравнений.
· Неравенства и системы неравенств.
· Тестовые задачи.
· Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Содержание программы
Тема 1. Числа и выражения. Преобразования выражений.
Свойства степени с натуральным и целым показателем. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращенного умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 2. Функции
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.). «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 3. Координаты и графики
Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Тема 4. Уравнения и системы уравнений
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем.
Тема 5. Неравенства и системы неравенств
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
Тема 6. Тестовые задачи
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п –го члена. Характеристическое свойство. Сумма п первых членов. Комбинированные задачи.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и тестовых работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации. Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Дата | Формы проведения | Образовательный продукт |
1 | Числа и выражения. Преобразование выражений | 5 |
| Мини-лекция, уроки-практикумы, тестирование | Актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований |
2 | Функции | 3 |
| Семинар, групповая работа, тестирование | Обобщение знаний о различных функциях и их графиков |
3 | Координаты и графики | 3 |
| Мини-лекция, лабораторная работа | Обобщение знаний о различных функциях и их графиков |
4 | Уравнения и системы уравнений | 5 |
| Мини-лекция, уроки-практикумы, работа в парах, тестирование | Овладение умениями решать уравнения и системы уравнений различных видов и различными способами |
5 | Неравенства и системы неравенств | 5 |
| Мини-лекция, уроки-практикумы, работа в парах, тестирование | Овладение умениями решать неравенства и системы неравенств различных видов и различными способами |
6 | Тестовые задачи | 4 |
| Мини-лекция, групповая работа, тестирование | Овладение умениями решать тестовые задачи различных видов и различными способами |
7 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 3 |
| Мини-лекция, уроки-практикумы, тестирование | Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных моментов |
8 | Тренировочные тесты | 5 |
| Тестирование | Умение ориентироваться и применять знания в различных темах и выполнять за минимальное время |
9 | Итоговая работа | 1 |
| Тестирование | Умение работать с полным объемом теста |
Литература:
1. Школьный учебник.
2. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л.В. Кузнецова и др.
3. Тесты для промежуточной аттестации / Ф.Ф. Лысенко и др. Ростов-на-Дону, 2008.
4. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе / Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова и др. – М: Просвещение, 2007
5. Занимательная математика на уроках / авт-сост Ю.В. Щербакова – М: Глобус, 2008