Подробно
Программа факультатива "Занимательная математика" 5 класс

 

 

Пояснительная записка.

 

   Понятие «занимательная математика» включает множество интересных элементов, которые могут быть использованы учителями, как на уроке, так и во внеклассной работе с целью более успешного решения педагогических задач. К «занимательным» элементам можно отнести математические задачи, задачи-шутки, загадки, ребусы и прочее.

   Именно во внеурочной работе создаются благоприятные условия для использования разнообразных форм занимательной математики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и помогают его закреплению.

 Во внеклассной же работе они способствуют развитию у подростков исследовательского подхода, развивают интерес и любовь к математике, создают у детей радостное настроение.

   Учитывая роль, которую должны сыграть внеклассные занятия в общей системе повышения математической подготовки учащихся, необходимо в первую очередь позаботиться о серьезном улучшении этого вида работы с учащимися в среднем звене, т.е. в 5-6 классах. Учитель в доброжелательной обстановке должен, проявляя своё педагогическое мастерство, замечать даже незначительные сдвиги в работе каждого воспитанника. Тем самым оказывать влияние на формирование и развитие интереса к предмету.

   Разработанный мною факультативный курс позволит учителю интересно провести внеклассное занятие, затратив на подготовку минимум времени.

Курс включает в себя разнообразные по форме задания, среди них ребусы, лабиринты, головоломки, задания на внимание и смекалку, логические, математические и словесные задачи. 

   Курс состоит из 34 занятий, включает разнообразные задания, которые помогут развить у учащихся смекалку, логическое мышление, расширить математический кругозор. Дадут хорошую почву для подготовки к олимпиадам. Можно использовать не все предложенные задания( на усмотрение учителя).  Некоторые занятия начинаются с объяснения, некоторые – с разминки (вопросы на смекалку).

 

  Цель курса: Развитие у учащихся логического мышления и привитие    

                        интереса к математике.

 Задачи курса: 1. Повысить уровень математического развития учащихся

                               и расширить их кругозор.

                             2. Углубить математические знания.

                             3. Привить интерес к занятиям математикой.

                             4. Воспитывать самостоятельность мышления, волю,

                                 упорство в достижении цели

                                                                 

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

u  Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий творческого характера.

u  Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

u  Выработают умения самостоятельно находить решение и добиваться результата.

Основные особенности курса:

  1. Краткость изучения материала.
  2. Разнообразие форм работы с учащимися, занимательность.
  3. Массовость.

Структура курса:

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает следующую тематику курса:

 

Тема 1. Поиск закономерностей.

Упражнения этих занятий призваны наталкивать учащихся на поиски правил, закономерностей, способа записи, построения заданных последовательностей чисел и т.п. Задания на нахождение правил размещения чисел в таблице.

Тема 2. Логические задачи

Текстовые логические задачи на: все высказывания истинны; не все высказывания истинны; задачи о правдолюбцах и лжецах.

  Решение логических задач методом рассуждений, методом таблиц, методом граф, методом кругов Эйлера.

Тема 3. Комбинаторно-лингвистические

Игра «Дешифровщик», анаграммы, метаграммы, шарады, ребусы,  вставить пропущенные слова, игра «Плетёнка», найти соответствие.

Тема 4. Задачи с числами

Задания на расстановку скобок возможными способами; с помощью знаков действий записать число четырьмя одинаковыми цифрами; нахождение  суммы чисел с применением метода Гаусса.

Тема 5. Числовые ребусы

Одинаковые цифры зашифрованы одинаковыми буквами или одинаковыми рисунками.

Тема 6. Задачи на переливания

Задачи «на переливание» методом «от конца к началу», или наоборот, двигаясь вперёд, из каждой предыдущей ситуации получая новую, пока не достиг результата.

Тема 7. Задачи на разрезания

Задачи на разрезания фигур на равные части, равносоставленные фигуры, игра «Танграм».

Тема 8. Упражнения со спичками

С помощью спичек можно решить много забавных и остроумных задач, например, положено пять спичек, прибавить к ним еще пять так, чтобы получилось три.

Тема 9. Принцип Дирихле

Задачи на установлении соответствия между множествами. Применение принципа Дирихле при решении таких задач.

Тема 10. Магические квадраты

  История возникновения магических квадратов, методы их построения, виды магических квадратов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Тема 11. Решение задач методом рассуждений

Решение задач методом рассуждений, решение задач «с конца», решение нестандартных задач.

Тема 12. Решение задач с помощью уравнений

Решение задач с использованием «весов», приём решения задач введением нескольких переменных и нескольких уравнений.

 Система оценивания: проведение двух зачётов.

    

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Дата

1

Поиск закономерностей

3

 

2

Логические задачи

3

 

3

Комбинаторно-лингвистические

3

 

4

Задачи с числами

3

 

5

Числовые ребусы

3

 

6

Зачёт №1

1

 

7

Задачи на переливания

2

 

8

Задачи на разрезания

2

 

9

Упражнения со спичками

2

 

10

Принцип Дирихле

2

 

11

Магические квадраты

3

 

12

Решение задач методом рассуждений

3

 

13

Решение задач с помощью уравнений

3

 

14

Зачёт №2

1

 

 

Литература:

 

1.      Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4 – 8 кл./ Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин  -  М.: Просвещение, 1988

2.      Развлечения на досуге /Г.С. Курбанов – Ярославль: Академия развития, 2007

3.      В царстве смекалки /Е.И. Игнатьев – М.: Наука, 1979

4.      Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. М.: Издательство «Олимп», 1999

5.      Подготовка школьников к олимпиадам по математике 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И. Григорьева – М.: Издательство «Глобус», 2009

6.      Математические олимпиады в школе 5 – 11 классы /А.В. Фарков – М.: Айрис-пресс,2009

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

 

Тема занятия

 

 

Количество

часов

 

Дата

проведения

1

Поиск закономерностей

3

 

2

Логические задачи

3

 

3

Комбинаторно-лингвистические

3

 

4

Задачи с числами

3

 

5

Числовые ребусы

3

 

6

Зачет №1

1

 

7

Задачи на переливания

2

 

8

Задачи на разрезания

2

 

9

Упражнения со спичками

2

 

10

Принцип Дирихле

2

 

11

Магические квадраты

2

 

12

Решение задач методом рассуждений

3

 

13

Решение задач с помощью уравнений

3

 

14

Зачет №2

1