Подробно

Л.В. Мельникова, учитель математики МАОУ "СОШ №9"

"Осуществление мониторинга учебных достижений учащихся при использовании тестовых форм учета и контроля знаний"

 

Модернизация структуры и содержания образования призвана решить ряд актуальных для школы проблем. Современная школа находится на том уровне развития, что не решает в полной мере проблемы обучения, ориентированного на получения качественного образования. Среди необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования названы личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация при обеспечении реализации государственных стандартов.

На уроках математики, факультативных и дополнительных занятиях большее внимание должно уделяться взаимодействию учителя и учащихся, индивидуальной работе,  своевременной диагностике учебных достижений и  коррекции затруднений.

Решение различных задач и примеров по математике является наиболее эффективной формой  усвоения знаний, формирования навыков и развития математической деятельности и самостоятельности мышления.

Сегодня в России активно развивается национальная система тестирования. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Именно  математика является тем школьным предметом, при обучении которому применим особый способ проверки знаний и умений школьников – тестирование Использование тестов в обучении математике является средством индивидуализации и способствует становлению самостоятельности  в работе каждого ученика. Работа с тестами позволяет:

·        учащимися – выявить проблемы в знаниях с целью их дальнейшей ликвидации, выбрать оптимальную форму тестирования;

·        учителю – диагностировать изученные темы, выявить уровень знаний, своевременно корректировать учебный процесс;

·        родителям – знать объективный уровень знаний своего ребенка.

Учителя математики нашей школы успешно используют тестовую форму как способ учёта и контроля знаний. Тестовая проверка позволяет  дифференцировать и существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой. Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определённом этапе обучения, поэтому они могут носить промежуточный (проверка фрагментов темы), тематический (проверка изученной темы) и итоговый (проверка знаний, умений и навыков учащихся за определённый период) характер.

Основная цель работы учителей математики – формирование общеучебной компетентности посредством использования разноуровневых  тестовых материалов.

Реализацию цели проводим через анализ и коррекцию методических материалов; мониторинг результатов тестирования, организацию урочной и внеурочной деятельности с применением тестовых заданий.

Основными задачами являются:

1.Формирование навыков  решения тестовых заданий.

2.Стимулирование познавательного интереса через мониторинг и диагностику учебных достижений.

Тестирование на уроках математики, факультативных занятиях осуществляется в 5-11 классах. Целенаправленная работа с тестами начата в 2007- 08 учебном году в 5,7, 10 классах,  в текущем учебном году  проводится в 6,8,11 классах.

Работа с тестами начинается с  разбора заданий 2-3 тестов.  Затем вместе с учащимися анализируем решение примеров, задач, возможные  варианты ответов. Предлагаем каждому ученику определить для себя «планку - черту» того результата, к которому он будет стремиться. Сообщаем учащимся, что и учителем в карте индивидуальной успешности также будет проведена линия, оценивающая на «сегодня» их возможный (предполагаемый) результат. Результаты тестов, корректировка знаний оформляются в виде графика-карты индивидуальной успешности учащегося. После изучения тем «Десятичные дроби», «Округление чисел», «Проценты» учимся выражать уровень успешности в процентах, то есть  применяем предметные  знания на практике.

Учащимся, допустившим ошибки при выполнении работы, предлагаются карточки с коррекционными заданиями. Ученики самостоятельно ликвидируют пробелы в знаниях, но при необходимости учитель консультирует каждого ученика,  или ассистент учителя – одноклассник, правильно выполнивший работу.

 По результатам теста составляется общая таблица учета знаний, умений, навыков. Сведения заносятся в таблицу, анализируются учителем, проводится работа по коррекции ЗУНов индивидуально с каждым учащимся. Темы, которые требуют повторного закрепления, рассматриваются дополнительно.

Итоги тестирования подводятся как в конце каждой четверти, так и в конце года. Общие результаты тестов по классу оформляются в итоговую таблицу, отражающую средний процент качества знаний:

         В старших классах в начале учебного года каждому ученику выдаётся «Зачётный лист тестируемого», в котором обозначены темы тестов по четвертям. Далее принцип работы такой же, как в среднем звене: по каждому тесту обрабатываются результаты, заполняется таблица, проводится коррекция ЗУНов, работа над ошибками, составляется карта индивидуальной успешности на каждого учащегося. Результаты работы с тестами, карты индивидуальной успешности демонстрируются на родительских собраниях, что позволяет родителям  отслеживать учебные достижения своего ребёнка.

          Учителя математики нашей школы  используют методические материалы, разработанные следующими авторами: А.П. Ивановым «Тесты для систематизации знаний по математике», Е.В.Юрченко «Математика. Тесты», П.И. Алтыновым «Тесты», Л.О. Денищевой, Т.А. Корешковой «Тематические тесты и зачёты».

Систематическая работа с тестовыми заданиями в течение учебного года показала, что тесты стимулируют учащихся к осознанному восприятию изучаемого материала, формируют навык самостоятельной деятельности и в конечном итоге способствуют повышению качества образования. Так в мониторинговом обследовании учащихся 6 классов школ города по математике  в 2008 году получены следующие результаты: средний балл -  12.4 балла, что превышает средний балл по городу на 1.4 балла; в рейтинге образовательных учреждений города школа занимает второе место.

Таким образом, можно говорить о необходимости введения мониторинга учебных достижений учащихся при использовании тестовых форм учета и контроля знаний.  Это, по нашему мнению,  будет способствовать повышению качества знаний, а в конечном итоге – формированию общеучебных компетентностей.